Художественная ковка – древнее ремесло, которое известно на Руси с давних времен. Еще в шестом веке зародилось русское кузнечное мастерство, а уже к восьмому оно набрало силы: мастера овладели секретами ковки и обработки металла, технологиями и приемами художественной ковки, многие из которых и сегодня считаются весьма сложными даже для профессионалов с многолетним опытом.

В то время мастерство работы с металлом считалось городским – кузнецы, занимавшиеся художественной ковкой, селились преимущественно в городках, образовывая целые кварталы мастеровых. Например, в Новгороде и в Москве возникли даже своеобразные кузнечные объединения, которые, поселившись вместе, образовали даже кузнечные слободки. До сих пор в Москве есть Кузнецкий мост, названный по профессии людей, что жили рядом с ним.

Несмотря на то, что кузнечное мастерство еще только развивалось, уже тогда были мастера кованых изделий с золотыми руками и недюжинной силой. К примеру, доказательством русского кузнечного искусства служит шлем одного князя – он был выкован из цельного куска железа.

Среди предметов, изготавливаемых с помощью художественной ковки, первое место занимает амуниция и оружие – войны шли, практически не прекращаясь, и поэтому кольчуги, мечи и шлемы требовались постоянно. А еще кузнецы выковывали украшения, сбрую для лошадей, посуду, бытовые предметы, сельскохозяйственные инструменты. Также очень популярно было изготовление кованых изделий на заказ – позволить себе такое, правда, могли лишь богатые вельможи.

Чтобы стать кузнецом, требовался особый талант. Еще мальчиками будущие ремесленники становились подмастерьями у старших кузнецов, внимательно следили за процессом и впитывали технологию. Например, очень многое делалось на глаз: по типу искры определялся металл, а по цвету раскаленной заготовки следили за тем, сколько еще нужно её нагревать.

До сих пор во многих музеях хранятся изделия умелых рук кузнецов прошлых веков. Затейливые узоры украшают не только выставочные стенды музеев России, но и мира. А еще историю русского кузнечного мастерства хранят целые города. В Санкт-Петербурге о нем напоминают кованые перила лестниц дворцов, ограды Летнего сада, балконные решетки Зимнего Дворца.